Я человек, я для чего-то был рожден и во мне изначально был заложен некий потенциал, для того чтобы найти и занять свое место в жизни, для того чтобы внести свой личный вклад в развитие и совершенствование этой самой жизни. У кого-то, возможно, это место видно сразу, кто-то его ищет. Может быть и так: кому-то при рождении уже было определено, где и кем быть и что другого пути и места точно не видать. Главное тем не менее результат твоего бытия.
Можно предположить, что жить жизнью, о которой все знаешь или кто-то знает, слишком примитивно. Действительно, к чему тогда способность мыслить, рассуждать, экспериментировать, просто действовать? Слово примитивный, однокоренное слову примат. Кто такой примат и может ли он задаваться вопросами, кто он, где он, что он хочет и для чего он живет? Не думаю.
В одном из
своих сочинений знаменитый врач и гуманист Николай Иванович Пирогов утверждает, что «задавая себе вопрос: чего мы желаем? – мы открываем себе путь к идеальной стороне каждого дела; решая этот вопрос, мы узнаем, насколько мы еще отдалены от идеала, и с тем вместе узнаем самих себя». Познай, исследуй себя и ты поймешь многое. Исследование магистров, на мой взгляд, это поиск ответа на подобный вопрос, и человек может задаться таким вопросом, когда стремиться занять то самое, своё, место или, заняв его, задаться новым вопросом, просто потому что он человек, способный мыслить, рассуждать, просто действовать.
Так чего же я желаю, как человек, вставший на путь научного деятеля? Я желаю, чтобы общество, в котором сейчас живу, было здоровее, образованнее, культурнее, способнее и более развито, чтобы не только потребляло, но и создавало, училось, реализовывалось. Пожалуй, в этом и заключается цель моего личного исследования при поиске ответа на вопрос о значимости моих будущих научных исследований и вкладе в научное знание. Получится ли достигнуть этого, покажет только время. Основной вывод, к которому я уже успела прийти, в том, что быстрее достигнуть результата получится, когда само общество, задавшись вопросом «чего мы желаем», придет к тому же ответу - «мы желаем стать здоровее, образованнее, культурнее, способнее, не только желаем потреблять, но и создавать». Когда «я» становится «мы», достигать идеала проще.
Значимость научной деятельности, на мой взгляд, заключается в способности искать, находить, анализировать, формулировать суждения и выводы. И чем эти суждения вернее в своих выводах, тем способнее, здоровее и более развито общество.
Современное научное знание – это знание, способное развить потенциал как отдельного человека, так и общества, покрыв нужды, диктуемые его временем. Нужды всегда будут, так как человек ограничен. Дефицит ресурсов налицо: перед обществом в настоящее время встает множество старых и новых вопросов. Значимость знания заключается в способностях воплотить эти знания себе во благо, достигнув как можно большего идеала. Достигнуть такого идеала возможно, когда человек в движении, действии, исследовании, реализовывает тот самый потенциал, заложенный в него при рождении, а не просто почивает на лаврах.
Научный деятель априори должен уметь мыслить, задавать вопросы, рассуждать, делать умозаключения. Если нет способностей к этому, зачем идти в науку? Способность – это индивидуальная особенность, имеющая огромную значимость как для отдельно взятого человека, так и для общества, в котором он проживает. Если способности отсутствуют или не развиваются, человеку грозит деградация. Когда нет индивидуальной силы и стремления к познанию, это признак деградации, на мой взгляд, или болезни личности, когда это распространяется на уровне группы это может привести к деградации общества.
Что делать с обществом, которое больно́, спросила бы я врача. Уже не Николая Ивановича, конечно. Но докторов или доктора, живущего в настоящем. «Лечить», - ответит врач, ведь тот самый потенциал врача заключается именно в этом.
В том же самом сочинении, которое было процитировано выше, Николай Иванович Пирогов называет университеты, «организованные замечательными личностями в Париже, Салерно и Болонье, «оживляющими рассадниками просвещения». Кого, в чем и для чего они просвещали? Во что развилась эта научная просветительская мысль? В настоящее время обществу во всех странах мира необходим этот свет. Может быть, именно поэтому университеты в настоящее время открыты по всему миру. Все потому, что мы ограничены и не совершенны, как и много лет назад человечеству есть куда стремиться. Перед человечеством вновь и вновь встают те же проблемы, что были и раньше и наверняка будут в будущем. Если они возникают, значит тот самый «потенциал», способный решать поставленную задачу, тоже существует. Перед нами всегда будут возникать задачи и вопросы, человеку остается искать ответы. Найдя ответ, применять на практике.
Завершить свое размышление хочу словами из рекламного ролика : «Вы не видели, как люди огонь подчинили, как они из шкуры одежду сшили, и колесо по дороге пустили. Вы не видели, как были выведены законы алгебры, возведены пирамиды в Гизе, и написана Мона Лиза. Вы не видели, как была впервые сделана бумага, построен Римский амфитеатр, как рассчитали силу гравитации, полеты в небо сделав реальностью. Вы не видели, как появились шедевры классики, открыли антибиотики, как изобрели часы и добавили в музыку басы. Но теперь вы можете увидеть творения … современного человеческого гения». Эта реклама презентовала достижения прошлого и настоящего. Продукт, который презентуется – это творение человека, новое или старое. Наверное, нужное.