- Зачем Вам за руль? Управление автомобилем – это ответственное решение. Для того, чтобы доехать из пункта А в пункт Б есть несколько путей, но все они небезопасны, если не соблюдать элементарных правил дорожного движения! - отчитывала я нерадивого ученика, в очередной раз не сдавшего теоретические билеты по ПДД.
- Татьяна Петровна, мне надо, - отвечал тот.
Обучение правилу дорожного движения, на мой взгляд, не сильно отличается от обучения иностранным языкам и культурам, которым занимаюсь сейчас. Точно так же есть ученик, которому «надо», точно так же есть отправная и конечная точки, точно так же есть несколько путей, точно так же есть риск «не доехать». И вновь задаюсь вопросом, как организовать процесс обучения, чтобы достигнуть того, что «надо». И кому это надо в большей степени, мне или ученику? Предположу, что обоим.
Управление процессом обучения, пожалуй, стоит взять в свои руки. Раз ученик пришел ко мне, значит на мне и большая ответственность по достижению конечной цели. По крайней мере до тех пор, пока мы занимаемся теоретическими вопросами. А уж когда дело дойдет до практики, извини, дружок, за «руль» сел ты!
Так зачем же учителю управлять процессом обучения?
Во-первых, к тебе пришли за знаниями, значит надо их дать.
Во-вторых, научи - это не значит выучи и сделай за ученика.
В-третьих, анализируй адекватно и не бойся критиковать.
В-четвертых, путей достижения может быть действительно много, прислушивайся к мнениям ученика, может, ему по душе другой «маршрут». Почему нет?
В-пятых, отдавай «руль», только когда, по ТВОЕМУ мнению, ученик готов перейти от теории к практике. Ну, а когда дело дошло до практики, не стоит управлять процессом, только корректируй.
К сожалению, очень сложно бывает отследить, что происходит потом. Когда ученик от тебя уходит. Какова реализация полученных учеником знаний, умений, навыков и твоих усилий.
На этот раз это надо… Мне!?
(с) 2019 год.